Что делать, если течет батарея отопления: способы устранения неполадок

Как самостоятельно устранить течь в используемой чугунной батарее отопления? Какие методы борьбы являются эффективными и долговечными? Профилактика течи.

Куда звонить, если течет батарея отопления

Если человек проживает в многоквартирном доме, и начинает течь батарея в период отопительного сезона, ответственность за устранение неисправности лежит на управляющей компании. Такой случай признается аварийным.

В первую очередь жильцу нужно предотвратить возможные последствия протечки. Чтобы не допустить порчу напольного покрытия или, еще хуже, не залить соседей снизу, необходимо найти посуду, чтобы подставить под течь. После этого немедленно позвонить в управляющую компанию. Ремонтная бригада должна в кратчайшие сроки устранить течь в батарее отопления и сделать осмотр всей системы в квартире.

Узнать номер телефона УК можно у соседей, изучив сведения на стенах подъезда, в квитанциях, в договоре на предоставление услуг (например, обслуживание домофона) или же в онлайн-справочниках (например, reformagkh.ru).

Виды протечек

Теплоснабжение помещений осуществляется с помощью труб и теплосъемных приборов. Рабочая среда подается по стоякам, от которых сделана разводка по квартирам. В зависимости от сложившейся ситуации протекать может каждый модуль.

Основные причины неисправности:

  • свищ в секции теплоотдающего прибора;
  • подтекание в месте сочленения радиатора с трубой;
  • межсекционная протечка;
  • разгерметизация трубного шва;
  • протек вентиль;
  • подтекание в районе соединения отводки со стояком.

Каждая неисправность требует индивидуального подхода и своего метода ремонта.

зима

Причины и виды протечек

Элементы отопительной системы, расположенные в жилых помещениях, – это трубы и металлические радиаторы, выше всего риск разгерметизации в зонах их соединений. Протечка – это непосредственно выход теплоносителя наружу, она может проявляться в виде ржавых подтеков на батарее и капель, падающих на пол.

Специалисты выделяют 4 ключевых типов дефектов, которые проявляются в зависимости от специфики установленных соединительных элементов:

  • трещины, возникшие на секции радиатора,
  • утрата герметичности трубопроводов, ведущих от стояка к батарее,
  • течь между секциями радиаторов,
  • разгерметизация зоны, соединяющей трубу и батарею.

Течет батарея отопленияКогда течет батарея отопления, важно сразу же принять меры, чтобы предотвратить затопление помещения и соседей снизу

В соответствии с тем, на каком именно участке возникла проблема, предпринимают конкретные меры по ее ликвидации.

Причины, по которым происходит разгерметизация

Проблемы с протечкой в системах отопления не возникают сами собой. В каждом случае выявляются недостатки, которые привели к печальным последствиям.

Наиболее часто встречающиеся причины протечки в системе отопления:

  1. Воздействие внешних факторов (удар или попытка сдвинуть батарею с применением силы, например, во время ремонта квартиры).
  2. Заводской брак.
  3. Нарушение технологии при монтаже системы.
  4. Износ радиатора с течением времени.
  5. Превышение допустимого уровня давления воды в системе отопления.

Если причина разгерметизации связана с чрезмерным повышением давления, ответственность за нарушение работы системы лежит на управляющей компании, которая призвана следить за нормальным уровнем давления воды в общей системе отопления.

Если имеется возможность перекрывать подачу теплоносителя в свою квартиру, это необходимо обязательно делать во время испытаний и запуска системы с началом отопительного сезона.

Случаи, в которых можно устранить течь под давлением, не сливая воду

Если незначительный случай утечки воды произошел в частном доме, следует применить один из подходящих способов устранения течи без слива воды и снижения давления. То же самое касается квартиры, если авария не вызывает сложностей.

Прежде чем приняться за работу, необходимо удостовериться в том, что вода в радиаторе не очень горячая. В противном случае можно получить серьезные ожоги.

Для устранения незначительных аварий не требуется специального оборудования. К наиболее подходящим химическим материалам, которые могут остановить течь, относятся различные герметики, используемые при ремонте автомобильных двигателей (BBF Супер, Liqui Moly Kuhler Dichter). Они способны противостоять высоким температурам и выдерживают высокое давление. Утечку в прямой трубе следует остановить с помощью герметика в следующем порядке:

  1. Нанести герметик на прочную ткань.
  2. Плотно намотать ткань на трубу.
  3. Закрепить повязку при помощи хомутов, проволоки или веревки.

Повязка с герметиком на трубеТакже можно использовать более широкие хомуты, но их сложнее найти.

При высокой температуре герметик быстро застывает и надолго сохраняет свои свойства даже при высоком давлении воды. Кроме герметика, для устранения протечек применяются составы, основанные на эпоксидной смоле.

Если подтекает металлическая труба принято использовать материалы на основе каучука. Такие составы также способны выдерживать высокую температуру, и применяются для заделывания протечек без слива жидкости. Делается это следующим образом:

  1. Трубу обматывают серпянкой.
  2. На обмотку наносят каучуковый состав.

СерпянкаСерпянка – клейкая армирующая лента.

Такие способы устранения течи эффективны только в тех случаях, когда жидкость только капает. Если проблема серьезнее, придется прибегнуть к механическим способам. Они способны полностью устранить утечку воды под напором. Однако все эти методы используются только в качестве временных.

К эффективным механическим способам относятся обжимное устройство и установка самореза, если на месте течи имеется отверстие.

Обмотка места протечки трубы резиновой лентой

Обжимное устройство делается очень просто:

  1. Берется резиновая лента.
  2. Место протечки плотно обматывается резиной.
  3. Обмотка фиксируется при помощи хомута или проволоки.

Для заделки отверстия подходит саморез для металла, под шляпкой которого есть резиновая прокладка. Закрутить метиз можно гаечным ключом, пассатижами или шуруповертом.

Покраска старых батарейных блоков

Содержать систему отопления в надлежащем виде – значит отсрочить необходимость делать ремонт радиаторов. Если батареи не текут и хорошо справляются со своими основными функциями, но краска на них облупилась, то понадобится окраска чугунных радиаторов. Неухоженные конструкции из чугуна покрываются ржавчиной, что неминуемо приведет к протеканию.

Нужно удалить видавшее виды лакокрасочное покрытие при помощи железной щетки, химических соединений для снятия краски. Если батарея демонтирована, можно воспользоваться строительным феном, который «вздует» старую краску, после чего ее легко будет снять. В завершении поверхность зачищается наждачной бумагой и секции становятся как новые. Следующими действиями будут обработка чугуна преобразователем ржавчины, обезжиривание растворителем, грунтовка раствором для металлов.

Для окрашивания чугунного радиатора понадобятся:

  • универсальный растворитель или строительный фен;
  • наждачная бумага, щетка;
  • грунт по металлу;
  • антикоррозийное покрытие;
  • краска для радиаторов;
  • кисти, валики и прочее.

Если подтекает кран Маевского

Эта деталь используется в отопительных батареях в качестве воздушных клапанов. Со временем резиновая прокладка приходит в негодность, и кран начинает пропускать воду. В идеале лучше заменить испорченную прокладку новым механизмом. При отсутствии запасной детали на помощь придет специальное средство под названием «Сантех Мастер Гель». Оно имеет подробную инструкцию по применению. Основываясь на рекомендации, следует проделать следующие действия:

  1. Выкрутить кран и снять резиновую прокладку.
  2. Обильно смазать резьбу на кране гелем.
  3. Нанести средство на посадочное место резинки.
  4. Смазать начальные витки резьбы на батарее.
  5. Установить кран, выкрутить наполовину и закрутить полностью.
  6. Стереть с поверхности остатки геля.
  7. Подождать 15 минут и проверить работу крана.

Сантех Мастер ГельИнструкция к герметику Сантех Мастер Гель (нажмите, чтобы увеличить).

Повреждение теплообменника и труб

Если течет теплообменник газового котла, возможно, прогорела стенка, образовалась трещина или свищ. По материалу изготовления теплообменники подразделяются на медные, стальные, чугунные.

Трещины в металле образуются под воздействием теплового напряжения и гидравлического давления. К образованию свищей приводят коррозийные процессы. Ремонт выполняют путем пайки.

Основные этапы процесса:

  • демонтаж теплообменника;
  • очистка и обезжиривание участка вокруг места течи;
  • пайка с применением флюса и припоя;
  • испытание;
  • монтаж.

При протечке в легкодоступном месте полный демонтаж теплообменника для ремонта необязателен. Достаточно снять кожух, перекрыть газ и воду, отключить электропровода, слить остаток воды.


Для пайки подбирают припой, соответствующий материалу изготовления, например, для медных теплообменников подходит меднофосфорный припой, содержащий серебро, в месте пайки обязательно соблюдают температурный режим

Место пайки очищают и обезжиривают растворителем. Пайку выполняют с помощью паяльника или газовой горелки. Теплообменник устанавливают на место и подключают к нему коммуникации.

Испытания проводят путем опрессовки. Контур заполняют водой, давление повышают до испытательного значения и контролируют его с помощью двух манометров как минимум 5 минут. Если падения давления не зафиксировано, при визуальном осмотре утечек не замечено, ремонт можно считать завершенным.

При сильных повреждениях ремонт теплообменника нецелесообразен. Его просто меняют на новый. Также невозможно запаять многие теплообменники китайского производства, так как они изготавливаются из тонколистовых сплавов, не выдерживающих пайки.

Советы профессионалов

Несколько советов помогут провести эффективный ремонт:

  1. После ремонта радиатор придется красить. Если он скрыт за декоративным экраном, желательно выбрать темную краску. Чугунная батарея лучше будет отдавать тепло.
  2. Кронштейны для подвешивания располагают так, чтобы зазор между радиатором и подоконником составлял 10 см, а полом – 12-15 см.
  3. Для отражения тепла стену за чугунной батареей заклеивают фольгированным материалом.

Эффективность отопления зависит от количества секций на каждом радиаторе. Здесь нужны грамотные расчеты, выполнить которые помогут опытные специалисты.

Течь между двумя секциями батарей

Чугунные батареи считаются наиболее популярными. Но именно они часто становятся виновниками течи. Обычно это происходит в местах соединения секций между собой. Во время работы отопительной системы определить место протечки бывает сложно, так как батарея промокает полностью. В этом случае приходится перекрыть доступ воды. Чтобы выявить место протечки, нужно насухо вытереть батарею.

При наличии течи между секциями применяют холодную сварку. Ее основу составляют эпоксидный клей и металлический порошок, продается средство в тубусах небольших размеров. Перед использованием сварки, место протечки необходимо тщательно очистить от всех лишних примесей, обработать наждачной бумагой и обезжирить. Как правило, любое такое средство снабжено инструкцией по применению.

Как пользоваться холодной сваркойАлгоритм нанесения холодной сварки (нажмите, чтобы увеличить).

Некоторые из них не пригодны для применения с водой. Сварка бывает жидкой, а чаще – в виде пластилина. Ее два компонента нужно размять в руках до получения однородной массы. Готовая сварка наносится на место соединения, где имеется протечка. Полная полимеризация ожидается только через несколько часов.

Ремонт своими руками

Не во всех случаях нужна помощь аварийной бригады. Иногда справиться с ситуацией по силам и домашнему мастеру. Для того чтобы заделать образовавшуюся протечку, воспользуйтесь известными способами.

Как устранить течь между двумя секциями

Определить, откуда именно сочится влага, порой бывает очень сложно, так как вода заливает большую площадь. Приходится вытирать жидкость, пытаясь обнаружить свищ или трещину. Как только это удалось сделать, запорные вентили перекрываются. Но остаточное давление все равно сохраняется. Чтобы его стравить, откройте кран Маевского, расположенный на торце отопительного устройства.

Убедившись, что вода перестала сочиться, приступайте к ремонту:

  1. Поверхность поврежденного участка тщательно очищается металлической щеткой или крупной наждачной бумагой от грязи, ржавчины, краски.
  2. После этого наносится эпоксидная мастика, состоящая из двух компонентов: отвердителя и разбавителя, которые смешиваются непосредственно перед применением. Можно воспользоваться «холодной сваркой». Она бывает в виде «колбаски» или в наборе из двух тюбиков, содержимое которых перед нанесением тщательно перемешивается. «Колбаску» необходимо тщательно размять, так как она состоит из двух частей: отвердитель находится внутри наполнителя. При разминании два компонента смешиваются между собой, образуя однородную массу. Чтобы состав не лип к рукам, его предварительно смачивают под краном.
  3. После установки пломбы она должна хорошо просохнуть. Только тогда разрешается открыть запорные вентили для восстановления движения теплоносителя. Нельзя замазывать трещину под давлением.

Есть еще один способ — «дедовский». Если подтекание капельное, на тряпку насыпают пару щепоток обыкновенной поваренной соли. Тряпку обматывают вокруг поврежденного участка. Соль обязательно должна с ним контактировать. Через несколько дней тряпка будет сухая.

устранить течь в батарее отопления

Цены на холодную сварку

холодная сварка

Трещина в батарее

Данная неисправность встречается редко, но волосяная трещина в одной из секций может стать причиной, по которой течет радиатор отопления.

Проблема решается так же, как и при устранении протечки между соседними элементами батареи:

  1. Перекрывается магистраль.
  2. Стравливается давление.
  3. Поврежденный участок зачищается и покрывается ремонтным составом. Эпоксидка по металлу предпочтительнее, так как она сохнет 3-5 минут. Перед нанесением берется необходимое количество эпоксидной смолы. В нее добавляется несколько капель отвердителя. Состав тщательно перемешивается и наносится на трещину или свищ. «Холодная сварка» будет схватываться 2-3 часа.

Если на секции обнаружен свищ, заткните его следующим способом:

  1. После того, как подача рабочей среды прекращена, свищ рассверливается сверлом диаметром 2-3 мм.
  2. Изготавливается деревянная пробка-клин и забивается в отверстие. От влаги пробка разбухает и герметизирует свищ.

капает батарея отопления что делать

Течь в месте соединения радиатора с трубой

Причина данной неисправности кроется в проржавевшей резьбе или нарушении герметичности уплотнителя. В любом случае гайку или муфту придется открутить с помощью рожкового (газового) ключа. Но перед этим нужно обязательно перекрыть подачу рабочей среды и стравить давление с помощью крана Маевского.

Далее действуйте так:

  1. После разборки соединения очистите резьбу от уплотнительного материала, внимательно ее просмотрите. При необходимости подправьте витки резьбы плашкой. Гайку или муфту лучше взять новую. В качестве уплотнительного материала используйте лен, лучше просмоленный. Если он без смолы, понадобится паста Unipak или лента ФУМ, сделанная на основе фторопласта. Толщина материала, который хорошо тянется, составляет всего несколько микрон, поэтому он прекрасно заполняет все неплотности резьбовых соединений.
  2. Намотайте плотно на резьбу несколько витков льна, намажьте его сверху пастой, закрутите на место. Можно намотать на лен несколько витков ФУМ. Тогда лен при закручивании не будет срезаться резьбой. Уплотнение получится надежным и долговечным.
  3. Восстановите подачу теплоносителя и убедитесь в герметичности соединения.

течет кран на батарее отопления

Протекает труба

В этом случае причиной протечки является либо свищ, либо разошедшийся сварной шов. В обеих ситуациях самым распространенным способом устранения неисправности является установка хомута с резиновой прокладкой, которую вырезают из старой велосипедной камеры или других подручных материалов.

потекла батарея отопления что делать (главный ключ)

Хомуты лучше использовать автомобильные. Они очень удобные.

заделать

Резина обматывается вокруг поврежденного участка и обжимается одним или несколькими хомутами, в зависимости от размера повреждения.

Как устранить течь в батарее отопления своими руками: фото и видео

Вместо резины с успехом используют цементно-гипсовую повязку. Цемент смешивается с гипсом (для более быстрого высыхания раствора) в равных пропорциях. В смесь добавляется вода. Раствор тщательно перемешивается до получения однородной массы. Консистенция должна быть, как у густой сметаны.

устранить течь в батарее отопления

Бинт замачивается, после чего пропитывается приготовленным раствором и наматывается в несколько слоев на место повреждения. Повязке нужно дать просохнуть, и только после этого открывать кран на подающей трубе.

устранить течь в батарее отопления

Вместо цементно-гипсового раствора допускается использовать влагостойкий клей, которым пропитывается бинт. Подойдет всем известный «Момент» или другой клеящий состав на влагостойкой основе.

потекла батарея отопления что делать (главный ключ)

Профилактика и уход за радиаторами летом

После завершения отопительного сезона трубопровод должен быть испытан (опрессован) повышенным гидравлическим давлением. Это делается для того, чтобы выявить слабые места и отремонтировать участки, на которых произошли разрывы или утечки теплоносителя. Домовая магистраль подвергается периодической внутренней промывке коммунальными службами. Вода подается в систему вместе со сжатым воздухом под напором. На обратной магистрали делается временный разрыв (раскрутка одного из соединений) для слива грязной воды через шланг или рукав.

На внешней поверхности батарей и на их ребрах скапливается пыль и грязь, которые летом нужно смыть тряпкой, смоченной мыльным раствором. Когда дадут тепло, очищенные поверхности можно покрыть свежей краской. Так они быстрее высохнут. Окрасочный слой делайте тонким, иначе впоследствии он растрескается.

Во избежание повреждений, нельзя использовать оборудование в качестве опор, привязывать к стоякам бельевые веревки. Теплый пол на деревянном полу читайте у нас на сайте.

Разгерметизация стенки или ребра радиатора

Такое повреждение приносит большие неприятности. Устранить проблему, когда протекает батарея, крайне сложно, но на короткое время выход из положения найти можно. Способ довольно простой.

Маленькое отверстие на батарее нужно увеличить. Перед этим необходимо перекрыть воду и понизить давление. С помощью сверла делают дырку больше, чем была. В просверленное отверстие вставляют деревянный колышек. Под действием воды он набухает и останавливает утечку воды.

СаморезТакже вместо колышка можно использовать такой саморез с резиновой шайбой.

Разумеется, оставлять батарею в таком состоянии на долгое время опасно, секцию необходимо срочно заменить новой.

Между секциями батареи

Если течь появилась между секциями — это значит резиновая или паронитовая прокладка стала неэластичной и/или ее разъел теплоноситель. Есть еще одна возможная причина — коррозия «съела» ниппель. В любом случае для капитального ремонта требуется разобрать отопительный прибор на секции и поменять испорченную деталь.

Если отопление не работает или радиатор можно отключить без останова системы, его снимают, разбирают, удаляют старые прокладки, ставят новые и собирают снова. Как собрать/разобрать батарею читайте тут.

Если нет, можно временно заклеить или закрыть течь. С алюминиевыми или биметаллическими радиаторами этот фокус выполнить очень сложно — расстояние между секций очень уж маленькое. А с чугунными типа МС-140 это проделать реально.

Ремонт батарей в квартире и что делать при течи радиаторов отопления

Сначала нужно зачистить место течи

Сначала нужно зачистить место, где подтекает теплоноситель: снять все до металла. Там где есть доступ, снимаем шпателем или щеткой с металлической щетиной. Где доступа нет, берем металлический трос и обдираем с его помощью. Пропускаем его вокруг коллектора в том месте, где требуется обработка, и тянем то за один, то за другой конец. Через некоторое время все, что может отлететь, отлетает.

На зачищенную поверхность будем укладывать тот же состав, что при изоляции труб: эпоксидная смола и металлический порошок или «холодная сварка». Только полосы ткани нужны более узкие и длинные. Протираете насухо и начисто, наносите состав, оборачиваете тканью, еще намазываете клеем, еще виток. Так 4-5 витков. Верхний не мажьте. Для надежности можно стянуть поверху хомутом.

Если есть готовая железная замазка, можно наложить ее (или сделать). Тогда хватит 3-4 витков ткани, промазанной составом. Самый простой рецепт, который подойдет для устранения течи в чугунной батарее: к свинцовому сурику добавить олифы, растереть, чтобы получилась кашица. Ее и накладывать между секциями. Если есть свинцовые белила — смешайте с суриком, добавьте олифу. Консистенция та же: кашица.

В любом случае подобный ремонт радиатора — только временная мера. После окончания сезона отопления необходима перепаковка.

Видео

В этом видео рассказывается, как устранить утечку из отопительного прибора, не разбирая его, и не сливая теплоноситель из системы.

Выбор отопительного прибора

Подбор осуществляется исходя из следующих факторов:

  • этажность и расположение комнаты;
  • определяется необходимость запорных и регулирующих элементов;
  • материал труб;
  • температурный режим системы;
  • выбор схемы установки;
  • разводка отопительной системы;
  • регион проживания.

Кроме того, при выборе нужно учесть габариты батарей. Подсчитав количество секций, можно приступать к установке отопительного прибора. Продавец-консультант, исходя из размеров комнаты, подскажет необходимое количество секций. Однако вы и сами можете выполнить такие расчеты. Если в квартире высота потолков не более 3 м, тогда 1 секция обогреет 2 кв. м. Если в ходе вычислений вы получаете не целое число, округлите его в большую сторону.

Применение оптимального способа ремонта в соответствии с типом дефекта

Абсолютно все рекомендации экспертов можно конкретизировать в строгом соответствии с точкой локализации проблемного явления. Качественно заделать дырку можно только в том случае, если соблюдать базовую технику профессионального ремонта.

Правильная проверка радиаторов перед отопительным сезоном

Проверку батарей нужно проводить летом. Сразу после отопительного сезона рекомендуется сделать опрессовку. Для этого повышают гидравлическое давление с целью выявления слабых мест. При обнаружении протечек, их устраняют.

Проверка радиаторов должна состоять из нескольких этапов:

  1. Тщательная внешняя очистка радиаторов. Грязные батареи ослабляют работу системы и вызывают неприятные запахи. Кроме этого, нечищеные батареи могут стать источниками вредных микроорганизмов, которые могут принести в дом болезни. При обслуживании оборудования следует применять моющие средства.
  2. Чистка батарей внутри. Для этого можно воспользоваться пылевыми щетками на длинной ручке. На рынке можно купить перископические приспособления, чтобы добираться до самых неудобных углов. Производить внутреннюю чистку желательно хотя бы каждые 5-7 лет.
  3. Доливка воды. Когда радиаторы уже чистые, можно приступить к вентиляции отопительного оборудования. За время простоя могло появиться большое количество воздушных пробок, которые блокируют циркуляцию воды. Воздух следует полностью выгнать из системы.
Опрос: проводите ли вы ежегодный осмотр и опрессовку системы отопления?

Протечки батарей в отопительных системах происходят довольно часто. К этому всегда нужно быть готовыми. Плановое обслуживание отопительной системы дает гарантию бесперебойной работы в течение длительного времени. Но все же лучше всегда перестраховаться и держать дома необходимые инструменты и расходные материалы на случаи прорывов. За оборудованием нужно все время следить, чтобы избежать неприятных последствий.

Слив теплоносителя из системы

Именно с этого этапа должны начинаться все запланированные работы. В противном случае качественно заделать течь просто не удастся. Для решения этой задачи подойдет обычный таз, в который после открытия вентиля стечет вся жидкость.

Слив ненужной воды

Устранение протечки между двумя секциями

Мастеру необходимо выполнить дополнительную герметизацию стыков. Те участки, которые расположены между двумя секциями отличаются своеобразной прямолинейной формой и небольшой площадью. Благодаря этому можно гораздо быстрее отыскать дефект и качественно его устранить. Эксперты рекомендуют воспользоваться элементарным алгоритмом действий:

  • Необходимо постараться укрепить направляющий винт при помощи классического автомобильного хомута.
  • При желании мастер может самостоятельно изготовить крепежный элемент. Для работы понадобиться несколько пластин из прочной стали (алюминиевые заготовки). Затянуть петли можно классическим болтовым соединением.
  • Перед использованием хомутов следует изолировать проблемные места при помощи резиновой прокладки. Также можно задействовать отрезок ткани, который пропитывают эпоксидным клеем.

Внимание! Выполнять обмотку между батареями нужно максимально аккуратно, чтобы не перетянуть соединение. Особую осторожность проявляют и во время закрепления хомутов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...