Модерн — стиль, вдохновленный природой

Модерн в архитектуре – стиль зодчества, распространенный в Европе конца 19 столетия. Особенностью модерна является отсутствие строгих прямых линий.

Истоки возникновения стиля

Происхождение архитектурного стиля модерн непосредственно связано с периодом империализма, когда появилась необходимость строить не только замки, но и сооружать заводы, аэропорты, автомагистрали. На фоне этого возникла потребность в применении новых конструкционных материалов: железобетона, стекла, металла. Они существенно дополнили используемые для строительства зданий кирпич, природный камень и древесину.

Ранний модерн был связан с желанием общества преобразить свои города, украсив их зданиями, которые бы не имели строгих прямоугольных конструкций. Сам принцип модерна представляет собой художественный прием, ориентированный на копирование природных форм. Такой стиль архитектуры получил небывалый резонанс в обществе, существенно изменив облик европейских столиц.

Первыми зарубежными архитекторами, начавшими конструировать и реализовывать проекты зданий в архитектурном стиле модерн, были бельгиец Виктор Орта и француз Эктор Гимар. Первые образцы сооружений, построенные на основе их разработок, имели не только характерные внешние признаки, но и отличались аккуратно подобранным в этом стиле убранством. Все детали внутренней отделки помещений имели оригинальные плавные контуры и изгибы.

Название

Модерн был распространен по всей Европе, нет конкретной страны, являющейся прародителем стиля. А это значит, что и общепринятого названия нет — каждая страна называла по-своему.

Стиль модерн в архитектуре2

Общая концепция названий — новый, современный, свободный стиль. От своего языка отошла Россия — у нас его называли Модерн.

Вы наверняка слышали его французское название — ар-нуво. Или американское — Тиффани. Кстати в Великобритании он называется модерн-стайл. Еще популярно немецкое прочтение — югендстиль.

Испания не отличилась фантазией и назвала стиль — модернизмо. Зато Италия — молодец — стиль либерти. Но особенно мне нравится вариант Швейцарии — еловый стиль.

Стиль модерн в разных странах

Модерн в архитектуре и других видах искусства в каждой стране получил собственное наименование. Во Франции, Бельгии, Голландии, Англии, США его называли «ар нуво» («новое искусство»), в Германии, Швеции, Финляндии он именовался «югендштилем», в Италии – «либерти», в Австрии и Польше – «сецессион», в России – «модерн».

Выставка 1900 года: начало новой архитектуры

Отель-ТассельОтель-Тассель

Первым признанным архитектурным объектом в стиле модерн, считается отель — Тассель, построенный по проекту Виктора Орта в Бельгии, Брюссель. Отсчет окончательного формирования, а затем победоносного шествия стиля Модерн по Европе, традиционно ведется с парижской выставки 1900 года.
Павильоны выставки, легко воздвигнутые на берегах Сены благодаря новейшим технологиям Чикагской школы, демонстрировали абсолютно новую архитектуру. Полное отсутствие ровных линий. Арки, плавные очертания, богатый декор, восточные мотивы ярко украшают павильон Венеции, Русский павильон, другие строения. Интереснейшим арт-объектом от России, демонстрировавшим новые возможности металлургического производства, была знаменитая Пальма Мерцалова. Комиссаром России на выставке был сам Менделеев.

На фоне царившего Модерна, Эйфелева башня, впервые продемонстрированная на этой самой выставке, вызвала бурное негодование публики. Она выступала диссонансом к изысканной стилистике остальных павильонов, поскольку явно опережала время. Настолько яркий прорыв вперед не мог быть принят широкими слоями общества, воспринимался как уродливый демарш промышленности и крах цивилизации. Комфортный, чувственный Модерн — напротив, быстро очаровал и понравился всем.

 Истоки стиля

Модерн черпает вдохновение из более старых форм искусства:

  • кельтов,
  • средневековья,
  • Японские принты и др.

Модерн в архитектуреМодерн в архитектуре: Watts chapel , Англия

Истоки возникновения стиля

Стремительный рост городов в это время, приведший к колоссальному строительному буму, поставил перед профессиональными архитекторами практически неразрешимую задачу. Возможность использования новых пластичных материалов — железобетонных конструкций, в том числе на базе изогнутого стального профиля, распахнуло новые, совершенно неосвоенные горизонты. Был сформирован запрос на формирование новой эстетики. По сути, речь шла о создании нового мира, а не о реконструкции, или обновлении былой стилистики.
Модерн в архитектуре

Русская архитектура стиля модерн

Новое течение в зодчестве охватило не только европейскую часть Российской империи, но и города Урала, Сибири. Региональные отличия проявились в этажности и выборе материалов: в столице строили многоэтажные здания из камня, в остальных местах – особняки с двумя-тремя этажами из дерева и каменным цоколем.

Стиль модерн в архитектуре России носил самобытный характер и проявился двумя главными направлениями: петербургским и московским.

Северный модерн (петербургский)

Развивался под влиянием работ скандинавских мастеров Ф. Линдваля, А. Шульмана, Э. Сааринена. Выполненная в стиле модерн дача Великого князя Б.В. Романова под Царским селом стала одной из первых построек.

К примерам нового архитектурного направления относятся магазин братьев Елисеевых, дом Ф.Г. Бажанова, гостиница “Астория”, доходные дома в Гатчине, Выборге, Сортвале. Из русских зодчих в этом стиле творили Н. Васильев, Г. Барановский, П. Алешин.

Основные характеристики северного модерна:

  • Фасадная отделка природными и искусственными материалами.
  • Облицовка гранитными блоками (неотесанными или с гладкой фактурой).
  • Отказ от мелкого орнамента в пользу простых лепных элементов.
  • Сохранение симметрии, использование прямоугольных башен.
  • Цветовая гамма фасадов ассоциируется с неприступными северными скалами и средневековыми замками.

Характерный образец модернистской архитектуры Санкт-Петербурга – проект П. Сюзора на Невском проспекте: дом компании “Зингер” (сегодня здесь располагается “Дом книги”).

В работе впервые использован металлический каркас, снизивший нагрузку на стены и позволивший смонтировать окна-витрины.

Новым приемом стала и крыша с остеклением над внутренними двориками, более грамотно технически была обустроена вентиляционная система. Главный фасад венчает прозрачный купол с фигурой орла – один из самых узнаваемых символов города.



Московский модерн

Здесь отметились преимущественно частные постройки (в этом разница с петербургским направлением). Идеологию обосновали и развили в Абрамцевском кружке – объединении художников и декораторов во главе с меценатом Саввой Мамонтовым.

Возведенные в Москве здания в стиле модерн имеют характерные черты:

  • Асимметричные планировки и фасадные композиции.
  • Разнофактурные облицовочные материалы.
  • Эркеры в роли доминирующих архитектурных акцентов.
  • Комбинация флористических и геометрических декоров в интерьере и экстерьере.

Классический пример дома в стиле московского модерна – особняк коллекционера С.П. Рябушинского по проекту Федора Шехтеля.

Фасады светло-желтого цвета украшены сиреневой мозаикой с ирисами. Оконные проемы сделаны разными по форме, их дополняют стальные решетки с растительным орнаментом. Шехтель разработал и интерьерную отделку дома.

В очертаниях лестниц, потолочной лепнине, напольной мозаике читается идея морской волны.

Авторству Ф. Шехтеля принадлежит и другой известный особняк – дом З.Г. Морозовой (несколько интерьерных панно для него написал М. Врубель), а также здание Ярославского вокзала.



Основные характеристики

стиль модерн

Для стиля модерн характерно обилие металлоконструкций и плавные формы.

Во время модернизма не удалось создать единого для всех художественного стиля, обладающего целостными устойчивыми признаками. По этой причине под названием «модерн» (современный) нужно понимать исторический промежуток времени, включающий в себя разные жанры и течения, соединенные общими концептуальными устремлениями.

В процессе формирования нового образа жизни представители этого направления постоянно находились в поиске художественного и конструктивного начал. Они экспериментировали с новыми отделочными материалами, вводили новые нестандартные технологии: каркасные стальные конструкции, свободную функциональную планировку комнат.

В оформлении фасадов зданий все чаще стали применяться большие стеклянные витражи, кованый металл, необработанный природный камень. Во внутреннем убранстве помещений стали преобладать предметы декоративно-прикладного творчества:

  • изразцы с картинками, на которых изображены животные, растения, птицы;
  • живописные панно с орнаментальным рисунком;
  • холсты с пейзажами;
  • расписные вазы, шкатулки и т.д.

Интерьеры отличались чередующейся согласованностью линий, единством элементов декора (лепнина, мебель, обои, панели). Пространство комнат визуально увеличивалось за счет больших зеркал, многочисленных оконных и дверных проемов.

Архитекторы стремились уравнять новое и старое, соединить возможности новой строительной техники и ручного труда. В пространстве одного города свободно размещались здания с разным, иногда несовместимым, оформлением главных фасадов. Создатели модерна протестовали против симметричных форм и традиционных норм градостроительства.

Основополагающие черты стиля:

  • приглушенные мягкие цвета (табачный, серо-голубой, пыльно-сиреневый);
  • плавное перетекание линий и цвета, имитация природных форм растений;
  • гнутая мебель, золотой фон на стенах, эмаль, латунь, медь;
  • каркасные металлоконструкции зданий;
  • арочные окна — продолговатые с растительной инкрустацией, по форме напоминающие витрину магазина;
  • прямоугольные двери плоской конфигурации с мозаичным рисунком.
арочные окна

Арочные окна являются одной из основных черт стиля модерн.

Франция

Стиль получил свое название «ар-нуво» благодаря одноименному парижскому салону, который открылся в 1895 г. Одним из первых представителей архитектурного стиля модерн во Франции был Гектор Гимар (Hector Guimard. 1867—1942гг.) В 1899 г. он начал строительство станций парижского метрополитена, благодаря чему этот стиль называли также «стилем метро». Одним из образцов французского архитектурного стиля модерн стал магазин «Самаритэн».

Магазин «Самаритэн». Архитектор Ф. Журдэн. Париж. 1905 г.

Магазин «Самаритэн». Архитектор Ф. Журдэн. Париж. 1905 г.

Возникновение стиля

Возникновение стиля произошло в Великобритании. Его родоначальником считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), основатель движения «Артс энд Крафт». Моррис изучал средневековую архитектуру в Оксфорде, но под влиянием художников пре-рафаэлитов Эдварда Бёрн-Джонса и Данте Габриэле Россетти, он обратился к живописи и письму. Именно его орнаментальные рисунки и манускрипты повлияли на возникновение стиля Модерн в архитектуре 20 века.

В 1861 году Моррис, Бёрн-Джонс и Россетти основали гильдию мастеров изобразительного искусства и начали производить мебель, гобелены, витражи, плитки, ткани и знаменитые обои Морриса. Охватывая широкий спектр декоративно-прикладного искусства, Модерн в интерьере полюбился публике и быстро распространился на архитектуру.

Переворот в строительстве: новые материалы

С начала времен и до конца XIX века, на вооружении у архитектора и строителя были только дерево и камень. Появление новых материалов, работать с которыми архитекторы еще не умели (стальной профиль, стекло и бетон), привели к временной потере ориентиров. Потребность в новой архитектуре уже была, однако, никто не знал, что именно с этим делать.

Здание в стиле модернПодъем промышленности и расцвет науки стимулировали стремительное развитие ремесел на новом уровне. Знанием и умением обладали именно практики — инженеры, строители мостов, стекольщики. Именно они смогли воплотить в жизнь смелые идеи Модерна, как только те, были сформулированы. И наконец, шальные деньги начала века, предоставили архитекторам полную свободу творчества. Дети первых промышленников, богатейшие заказчики — нувориши, выделяли огромные деньги известным архитекторам, не особо вмешиваясь в творческий процесс. Деньги выделяются под громкое имя, проект ведет один человек. Архитектор не просто проектирует здание, он один полностью курирует все этапы строительства.

Виды

В разных странах модерн немного отличался и даже назывался по-разному: ар-нуво во франкоговорящих странах, югендстиль и сецессион — в немецкоязычных странах. Каждый регион привносил в стиль что-то своё, но также сильнее всего модерн менялся с течением времени.

Ранний

Ранний — это наиболее традиционная и классическая версия стиля, когда появились его характерные черты, и архитекторы отступали от них незначительно. Также ранний модерн отличается тем, что первоначально он использовался лишь при строительстве особняков, усадеб, отелей, дворцов — то есть пользовался популярностью преимущественно у буржуазии. Узнав о новой архитектурной моде, многие стремились выделиться и построить самое необычное здание. Часто такие дома не вписывались в застройку, чем ещё больше подчёркивали свою нестандартность.

36402496945_8f170a3786_b.jpg
36402555035_8e052009c5_b.jpg

Поздний

С течением времени модерн уже не воспринимался как что-то необычное и становился всё более массовым. Теперь в этом стиле строились совершенно разные постройки: от жилых комплексов до промышленных зданий. Появлялись целые кварталы доходных домов в этом стиле.

Изменились и его характерные черты: он становился всё более рациональным и конструктивным. Декоративных деталей становилось всё меньше, интерьер уже не играл большой роли и стал заметен переход в функционализм, который и пришёл на смену модерну.

31878310034_d02945869d_b.jpg

Деревянный

Отдельно стоит отметить деревянный модерн. Непростой с технической точки зрения, он был довольно распространён в России. Примеры можно увидеть в Петербурге на Каменном острове, в Нижнем Новгороде, Ярославской и Владимирской области.

Англия

Исследователи указывают на наличие элементов модерна в Вестминстерском соборе архитектора Джона Бентли (John Bentley. 1839-1902 гг.). В его декоре присутствуют изогнутые линии, объединение разных мотивов в единое целое.

Вестминстерский собор. Архитектор Джон Бентли. строительство с 1895 г.

Вестминстерский собор. Архитектор Джон Бентли. строительство с 1895 г.

Географическое распространение: здания и архитекторы

Стиль модерн получил широкое распространение практически в каждой европейской стране:

• ар-нуво — Франция, Англия;

• сецессион — Австро-Венгрия;

• модернизм — Испания;

• югендстиль — Германия;

• либерти — Италия.

Архитекторы, работавшие в этом направлении:

• испанец Антонио Гауди;

• голландец Генрих Петрус Берлаге;

• бельгиец Арни ван де Вельде;

• австриец Отто Вагнер.

Отцом американского модернизма стал Луис Салливен. Новатором русского модерна был Ф.О. Шехтель. Его творение, особняк 3. Морозовой, построенный в Москве (1898 г.), поистине считается архитектурным шедевром.

Луис Салливен

Луис Салливен основополагатель американского модернизма.

Петербургский модерн

Петербургу принадлежит особое место в становлении модерна. В этом городе часто проводились различные международные выставки, демонстрировавшие успехи в сфере зодчества, графики и прикладных искусств, работали лучшие художники и архитекторы столицы.

Город с его жилыми и административными зданиями, дворцами и доходными домами стал своего рода отправной точкой русского модернизма. Васильевский остров и Петроградская сторона до сих пор остаются визитной карточкой новаторского стиля.

Главной приметой петербургского (северного) модерна является сочетание умело подобранных искусственных и природных отделочных материалов. Для оформления цоколя зданий применялся грубо обработанный финский гранит. Стены верхних этажей облицовывались кирпичом или покрывались слоями фактурной штукатурки.

Массивные здания с большими оконными и дверными проемами, фрагменты цветной керамической плитки на стенах, скульптуры на главном фасаде — это и есть Петербургский модерн. Среди деталей отделки особо выделяются орнаменты, изображающие северную флору и фауну. Петербургский стиль напоминает одновременно величественные сооружения средних веков и арктические ландшафты северного полушария.

Испания

модернизм

Модернизм в Испании.

Стиль модерн в Испании или, правильней сказать, модернизм (modernismo) начал свое развитие в Каталонии. Основой для возникновения нового искусства послужили яркие исторические события в жизни автономной области и местный художественный промысел.

Толчком к развитию нового направления послужила группа построек А. Гауди, среди которых выделялась Каса Висенс — первая большая работа архитектора. Все здания, спроектированные и возведенные мастером, расположены в Барселоне. Главные фасады строений облицованы голубой керамической плиткой и имеют волнообразную форму.

Кровли домов выполнены необычайным образом: при взгляде на черепичное покрытие возникает ощущение, что крыша сооружений выложена чешуей дракона. Ограждения балконов изготовлены из кованого металла и своей формой напоминают раскачивающиеся на воде растения.

Официальным признанием мастера стал успех стиля А. Гауди на Всемирной выставке искусств в Барселоне (1888 г.). Поводом для признания его таланта стал Дворец Гюэль (ныне Музей театра), построенный автором для промышленника Гюэля.

Московский модерн

Если Петербург славился самыми ранними постройками в стиле новаторского искусства, то Москва благодаря своему географическому рельефу считается городом, где модерн получил наиболее широкое и яркое развитие. При воссоздании новой инфраструктурной среды Москва с ее сравнительно общедоступными земельными участками и холмистым ландшафтом позволила в полной мере открыться архитектурному таланту и продемонстрировать новые возможности стиля, а также предложить обществу свою трактовку современного творчества.

особенности московского модерна

Стиль модерн в Москве.

Эти особенности и отличают Москву от Петербурга, построенного по классическому плану на равнине в дельте реки, что стало причиной появления плотно застроенных районов со зданиями одинаковой высоты и с характерными массивными фасадами в стиле эклектики.

Примером московского модерна может служить Китай-город, здание Исторического музея и Городской думы. Признанные архитекторы — Дмитрий Чичагов и Владимир Шервуд.

США

Тиффани стайл, или модерн на американский манер, впервые применил Луис Комфорт Тиффани — талантливый архитектор, художник, дизайнер интерьеров. Он много экспериментировал с различными материалами и преуспел на этом поприще. Одним из лучших его достижений является особый метод отливки массивных витражей из стеклянной цветной мозаики.

Американский модерн в сравнении с европейским имел свои отличительные черты:

  • просторные высокие комнаты и открытые пространства, возникающие при соединении нескольких помещений в одно целое;
  • чопорность и респектабельность, пришедшие в американский стиль из английских интерьеров;
  • удобство и практичность внутреннего убранства дома для повседневной жизни;
  • во всем чувствуется мера, нет перенасыщения пространств декоративными элементами;
  • функциональность внутренних помещений.

Модерн в Бельгии и Франции

Бельгия

Стиль модерн в Бельгии.

Родоначальником бельгийского нового стиля ар-нуво считается Виктор Орт. Его знаменитый «удар бича» — изогнутая плавная линия, ставшая эмблемой зарождающегося новаторского дизайна.

Природа была главным источником идей для архитекторов и художников ар-нуво. Многие из авторов обладали богатыми познаниями в ботанике. Стебли растений, цветы и листья служили ценным материалом для архитектурных фантазий.

Здания, построенные В. Ортом, отличаются большим количеством стекла и кованого металла. Наиболее весомые произведения архитектора — магазин «Инновасион», особняки Сольвейг и Эйтвельд.

Во Франции движение ар-нуво возглавил воспитанник Школы декоративно-прикладного творчества, архитектор и дизайнер Гектор Гимар. Он является автором оригинального дизайна Парижского метро, благодаря чему стиль модерн во Франции еще называют «стилем метро».

Однако европейскую популярность Гимар приобрел в процессе проектирования и строительства особняка Беранже. Автор смог вписать в каменную входную арку художественную ассиметричную композицию кованых стальных ворот, в структуре которых не было ни одной похожей повторяющейся линии.

Модерн Австрии, Германии и Италии

В Вене в стиле модерн работали архитекторы Йозеф Хоффман и Отто Вагнер. Последователи этих мастеров при проектировании зданий применяли вместо плавных изогнутых линий геометрически правильные формы — шахматную сетку, прямые углы, строго параллельные контуры. Образцами их творчества могут служить Венский метрополитен и дом австрийского банкира Пале Стокле.

Модерн в Вене

Особенности венского модерна.

В Германии модерн именовался «югендстиль». Свое название он получил благодаря немецкому журналу «Югенд». Примерами германского стиля могут служить фотоателье «Эльвира» Августа Энделя, павильоны Таута Бруно, потолочное перекрытие Большого театра в Берлине, имеющее форму сталактитов, Ганса Пельцига.

Модерн в Италии — это стиль либерти. Цветочные мотивы, дугообразные линии, мягкие теплые текстуры стали главной особенностью этого архитектурного направления. Свое развитие итальянское новаторское творчество получило после Международной выставки декоративно-прикладного искусства в Турине (1902 г.).

Архитекторы — Р. Д’Аронко, Дж. Коппеде и А. Сант-Элиа. Сооружения в новом стиле — Дом Галимберти, термальный курорт Палаццо Берзиери.

Англия и Шотландия

Макинтош

Ч. Р. Макинтош представлял английскую и шотландскую школу европейского модерна.

Самым активным представителем английской и шотландской школы европейского модерна был Ч.Р. Макинтош. Его работы включают как архитектурные проекты, так и дизайнерские разработки внутренних интерьеров зданий (обои, изделия из серебра и др.).

Свое вдохновение он черпал из богатой истории кельтских народов: сказаний и легенд. К его творениям относятся Школа искусств в Глазго, Дом на холме для издателя Блэки Хилл.

Спроектированные им светильники и стулья, часы и камины по своей конструкции и внешнему виду намного перегнали существующие на тот момент тенденции. Высокие спинки кресел и стульев служили перегородками, разделяющими пространство комнат на функциональные зоны.

Австрия

В Вене в стиле модерн работал Отто Вагнер (Otto Wagner. 1841 -1918 гг.)- руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств. Свои идеи он воплотил при строительстве Венского метрополитена. Последователи архитектора О. Вагнера в архитектурном стиле модерн в 1900-1910-х гг. вместо изогнутых линий использовали прямые линии и углы, популярна была также шахматная сетка. Благодаря такому пристрастию австрийского архитектора И. Хоффманна (1870-1956 гг.) называли «квадратным Хоффманном». Образцом модерна Хоффмана является дом банкира Пале Стокле (1905—1911 гг.) в Брюсселе.

Дом банкира Пале Стокле в стиле модерн. Архитектор И. Хоффманн. Брюссель. 1905—1911 гг.

Дом банкира Пале Стокле в стиле модерн. Архитектор И. Хоффманн. Брюссель. 1905—1911 гг.

Ранний модерн

Архитекторы только учились импровизировать и старались придерживаться заведенных канонов. То есть, одна школа архитекторов построила пару домой в новом стиле, дала стилю название, а остальные проследили закономерности и слепо повторяли все, что видели.

Вот он ранний модерн. Менялся только декор. Но это все не относится к Гауди, говорят, он вообще не делал чертежей, а лишь смотрел на естественный рост своих домой.

Стиль модерн в архитектуре6

До популяризации этого стиля, такие постройки себе могли позволить единицы. И это отличает ранний либерти — все постройки либо дворцы, либо частные резиденции элиты.

Но это было развитием стиля, фантазии. Каждый дом строился по уникальному проекту, каждый мечтал выделиться и запомниться. Именно ранний модерн отличается разнообразием и новизной мысли.

Модерн в России

В России при создании декора архитекторы обратились к русскому фольклору и народным сказкам. Часто использовались традиционные орнаменты и сюжеты, а также растительный декор, животные и сказочные существа. Самыми яркими представителями смешения русского стиля и модерна являются Казанский вокзал в Москве и Витебский вокзал в Петербурге.

В Москве

Из всех российских городов именно в Москве русский модерн был наиболее разнообразен и использовался для строительства совершенно разных типов зданий: особняков, вокзалов, гостиниц и промышленных предприятий. Часто это яркие и неординарные строения, выделяющиеся среди остальной застройки. Например, проходя мимо, невозможно не заметить дом Перцова, неподалёку от храма Христа Спасителя. Красочное мозаичное панно и необычная асимметрия крыши делают его похожим на сказочный дом. Также в этом стиле было построено много особняков, которые теперь сосредоточены в районе улицы Остоженки. Главный представитель московского модерна — архитектор Шехтель.

36179715505_644d9bacba_b.jpg

В Санкт-Петербурге

В Петербурге одни из лучших примеров модерна России: дом Зингера на Невском проспекте, Витебский вокзал, Елисеевский магазин. В целом же здесь был более распространен северный модерн — подвид стиля, характеризующийся использованием натуральных материалов. Яркие представители петербургского модерна — Лидваль, Бобырь.

IMG_8153-.jpg

В других городах

Модерн был распространён по всей России и нашёл своё выражение в дворянских особняках, которые можно найти в Нижнем Новгороде, Самаре, на Урале и в Сибири.

36807352102_9f498fbff9_b.jpg

Литература

  • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура 2-й половины 19- начала XX века. М.,1984.
  • Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. Л.,1992.
  • Костылев Р. П., Пересторонина Г. Ф. Петербургские архитектурные стили (XVIII — начало XX века). — СПб.: «Паритет», 2007. — 256 с — ISBN 978-5-93437-127-3
  • Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8
  • Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. — СПб.: Коло, 2008. — Т. 1. — 576 с. — ISBN 5-901841-41-1
  • Кириков Б. М. Архитектура петербургского модерна. Общественные здания. — СПб.: Коло, 2011. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-901841-80-8
  • Нащокина М. В. Московский модерн. — 3-е, пересм., испр. и доп. — СПб.: Коло, 2011. — 792 с. : [32 с. цв. ил.] с. — 1250 экз. — ISBN 978-5-901841-65-5

Модерн в Европе

Модерн зародился в Европе, поэтому неудивительно, что именно в европейских странах он представлен лучше всего. В каждой стране привносились свои особенности, шло обращение к собственному национальному наследию и фольклору.

Скандинавия и Прибалтика

Финляндия, Швеция, Норвегия и Дания обратились к северному модерну, который в этих странах называют национальным романтизмом. Его распространение обусловлено легкой доступностью натурального камня и дерева — главные материалы стиля. Неприступные дома с каменным основанием и асимметричными деталями часто напоминают скандинавские замки — подобные примеры можно встретить в Хельсинки, Осло, Стокгольме, Бергене.

Из прибалтийских стран отдельно стоит отметить Ригу, где появился свой «рижский югендстиль». До трети домов в центре города построены именно в этом стиле. Именно здесь находится настоящая галерея модерна под открытом небом — улица Альберта, где сосредоточены красивейшие архитектурные памятники югендстиля.

30309823243_e63a8b9128_k.jpg

Западная Европа

В Западной Европе модерн был более романтическим и часто довольно гармонично вписывался в среду. Ар-нуво в Париже — это, например, знаменитые входы в метро, ставшие одним из символов города. Венский сецессион в Австрии отличался отсутствием плавных линий, он был квадратным и строгим. В Барселоне — это авторский стиль, созданный Гауди. Здесь преобладали плавные линии, множество ярких и разнообразных декоративных элементов и мозаики.

37972244955_ae7fc3dd77_b.jpg

В Венгрию стиль пришёл из Австрии и по наследству получил название «сецессион». Примеров венгерского сецессиона больше всего в Будапеште, где европейский стиль смешался с персидскими и мавританскими мотивами, стал особенно ярким и необычным.

IMG_0133-.jpg

Модерн был популярен и в Праге, где стиль отличался особой выразительностью. Фасады домов украшают растительные орнаменты и скульптуры героев национальных сказок. Особенно популярен стал пражский художник, работавший в этом стиле, — Альберт Муха.

DSC_0553-.jpg

Модные веяния

Дизайн женской одежды в стиле модерн относился к салонному типу. Прелестные дамы того времени – изящные, с вытянутой фигурой (готической), развивающимися длинными волосами, а также с выразительным мечтательным томным взглядом. В своем становлении и развитии модные тенденции модерна разделились на несколько этапов:

  • 1898-1900 гг. – особое внимание уделялось правильно осанке. Женский наряд состоял из юбки по типу колокола (подол удлинялся). Трен на подоле отделывался оборками. Рукава-жиго расширялись к плечам.
  • 1901-05 гг. – популярен S-образный силуэт (узкая талия и большая грудь). Женщины носили шляпы больших размеров, линия плеча в наряде принимает более естественные формы. Юбки обильно декорируются, а буфы на рукавах сдвигаются ближе к локтям. Талия милой прелестницы затягивалась в корсет (до 55-60 см), поэтому верх женского торса наклонен вперед. Такой силуэт носил название “голубиная грудь”. Выразительная выпуклая форма сзади создавалась за счет клеша на юбке, который прилегал к упругим бедрам. Юбки для бальных платьев имели одну особенность – вокруг элегантных туфелек они ложились веерообразно. Этот эффект достигался благодаря дополнительному трену.
  • 1905-07 гг. – во время третьего периода укорачивались юбки (открывался носок туфель), а элементы декорирования исчезают почти полностью. Женский силуэт возвращается к обычному виду (вертикальному), что отражается на примерах одежды в стиле модерна. Постепенно выходят из моды корсеты, а после 1903 года покрой нарядов становится более просторным и не стесняет движений.

Мода модерна

На смену спокойным оттенкам приходят яркие красочные цвета.

Для пошива использовали шелка – тончайший крепдешин, шифон и парча, а также тафта. Применялся тяжелый бархат, полотно, репс и велюр.

Верхняя одежда: короткие жакеты, пелерины, пальто (средней длины), мантильи, меховые манто.

Отделкой для нарядов служили: шарфы, банты, тесьма, плиссе, роспись, кружева, искусственные цветы, вышивка (золотые нити, бисер, мишура), кораллы, яркие блестки, бусы. Обувь на каблуках: сапоги на шнуровке, туфли.

Использовали также дополнительные аксессуары: шляпки-ток, элегантные тросточки, зонтики с тканевыми оборками, перчатки, муфты.

Стиль одежды в стиле модерн

варианты поклейки обоевВарианты поклейки обоев, где комбинирование разных типов обоев является ключевым элементом.

Дизайн маленькой кухни с обоями вы найдете в этой статье, где предложены еще и фото.

Виды недорогой напольной плитки: https://trendsdesign.ru/materialy/plitka/nedorogaya-napolnaya-plitka.html

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...