Водяное отопление в гараже своими руками: схемы, способы установки с электричеством и без


Водяное отопление гаража считается одним из наиболее эффективных и экономичных способов повышения комфортности помещения. Расскажем, как сделать отопление своими руками. Порядок монтажа.

Особенности водяного отопления

Сложность обустройства теплого гаража обусловлена непостоянством работы отопительной системы. При продолжительном отключении в сильные морозы трубопровод может лопнуть из-за замерзания в нем теплоносителя. Это влечет неизбежную замену неисправных участков и дополнительные расходы.

Основная особенность водяного отопления — нагрев помещения только до 8-12°С. Такой температуры хватает для прогрева автомобиля, предотвращения застывания смазки и выполнения мелкого ремонта в комфортных условиях.

Несмотря на очевидные плюсы теплого гаража, имеется и минус — забившиеся в днище и стенки машины снег и наледь в тепле начнет таять, провоцируя появление коррозионных процессов. Выход есть: включение котла только при выполнении ремонта автомобиля, а для предотвращения повреждения труб — добавление в воду антифриза.

Радиатор отпления в гараже из труб

Водяное отопление в гараже

Надо ли в гараже отопление?

Организовать систему отопления гаража необходимо, как минимум, по таким причинам:

  • при температуре ниже +50С работы по обслуживанию проводить некомфортно;
  • при длительном воздействии отрицательных температур ухудшаются эксплуатационные качества масла и некоторых других технических жидкостей, что приводит к сложностям при запуске двигателя и ускоренному износу деталей;
  • в отапливаемом гараже воздух более сухой, что позволяет снизить риск коррозии кузова.

Нагревать воздух в гараже не обязательно до таких же высоких температур, как и в жилом помещении – +150Сдостаточно для реализации всех задач, возлагаемых на систему отопления.

Определение объема топливной закладки

Для эффективной работы буржуйки важно загружать в нее оптимальное количество топлива, причем для каждого вида горючего необходимо найти свой показатель. Если перегрузить печь, продуктов сгорания окажется слишком много и они заблокируют циркуляцию; если недогрузить — их будет мало, что также делает циркуляцию невозможной

Объем закладки подбирается так:

  1. топливо набирают в ведро;
  2. отбирают из ведра горсть и, уложив в топку, поджигают;
  3. добавляют топливо небольшими порциями, пока начальный участок борова не раскалится до вишневого цвета. Теперь прикидывают, сколько топлива отобрано из ведра — это минимальный объем закладки;
  4. продолжают подкладывать горючее (порции необходимо увеличить), пока габариты раскаленного участка не достигнут 80%-85% длины «борова». В этот момент объем отобранного из ведра топлива будет соответствовать максимальной топливной закладке.

Тест проводится при умеренном освещении: если днем, то в пасмурную погоду (зимой); если на улице ясно — ближе к вечеру. При загрузке высококалорийного топлива (пеллеты, антрацит) раскаленная область иногда имеет вид кольца с разной шириной, занимающего различное положение по длине борова.

Тогда объем закладки определяют так:

  • максимальный: раскален дальний от печи участок борова на 1/3 его длины;
  • минимальный: раскаленная зона расположена посредине и имеет в длину 3-4 ладони.

Требования к отоплению

При организации водяного отопления нужно учесть такие моменты, непосредственно касающиеся здания:

  1. Теплоизоляция. Обогрев бесполезен, если стенки строения холодные. Теплый воздух не будет удерживаться внутри.
  2. Герметичность. Устранение сквозняков значительно повышает эффективность обогрева. Слишком интенсивная циркуляция воздушных масс приводит к быстрому остыванию гаража, увеличению расхода топлива.
  3. Надежность основания. Здание должно располагаться на фундаменте либо как минимум на стяжке. Зимой холод поступает еще и от земли, цементный слой снижает выстуживание.

Эти требования следует учесть еще на этапе возведения гаража. Если отопление планируется организовать для уже готового объекта, то необходимо приложить максимум усилий к утеплению конструкции.

Отопительный контур проектируется в соответствии с такими требованиями:

  1. Безопасность. Обязательно отсутствие открытого огня, минимизация риска взрыва или попадания в помещение угарного газа.
  2. Автоматизация. Для безопасного и удобного пользования, в схеме нужно предусмотреть функцию автоматической поддержки рабочих параметров.
  3. Независимость. Требование относится к системам, использующим для нагрева воды электроэнергию. Скачки напряжения в сети не должны создавать сбои в работе оборудования.
  4. Экономичность. Даже самую надежную отопительную систему нельзя отнести к удачным, если эксплуатация ее приводит к большому расходу топлива. В гараже не требуется прогревание воздуха до температур, принятых для жилого дома. Хватит и 8-12°С.

Выбор системы отопления

Естественное, что каждый сам для себя решает — это тип системы отопления для установки в гараж. Ниже можно рассмотреть различные виды систем для отопления гаража. Факторами, которые влияют на то или иное решение, являются тип и количество топлива, которые используется, цена самой отопительной системы и ее монтажа.

Желанием многих является, чтобы отопительная система в гараже была легкой и эффективной в эксплуатации, и обслуживании, и в то же время была бы доступной.

Стоит обратить внимание, что важным также является расположение самого гаража. Если гараж находится близко возле дома или является даже его частью, то самым лучшим будет использовать для обогрева отопление гаража от дома.  Это выглядит довольно удобным – не нужно покупать для прогрева теплоносителя обогрева еще один котел отопления. Нужна всего лишь установка радиаторов и дополнительная прокладка труб

Нужна всего лишь установка радиаторов и дополнительная прокладка труб.

Обычно, если гараж построен рядом с домом, то, чаще всего, схема автономного отопления уже включается в себя и эту комнату.  Но если гараж возведен отдельно, и только планируются работы по тому, как сделать отопление гаража своими руками, то это может негативно отобразиться на вырабатываемом тепле. Так как расход будет идти дополнительно на помещение. Из-за этого во время отопительного сезона температура помещений (жилых) будет заметно ниже.

Перед тем, как сделать отопление гаража своими руками, во время проектирования,  учитывается количество машин, которые будут там находиться, площадь самого помещения, использование гаража для иных целей (нахождение внутри людей длительное время). Существуют также и альтернативные решения, как воздушное отопление в гараже.

 Проект

Проектирование гаражаПроектирование гаража

Перед тем как отправляться в строительный магазин и покупать все составляющие системы отопления, нужно составить хотя бы схематичный проект. И основной упор в этих расчётах сделать на диаметр труб, которые вы собираетесь использовать. Хитрость тут в том, что чем больше диаметр, тем больше теплоотдача. Но в тоже время он ведёт к тому, что электроэнергия встанет вам в копеечку, если ваша система работает от электричества. Найти оптимальное соотношение того и другого, и есть главная задача проектирования.

Если гараж рядом с домом

Проживающие в частных домах автовладельцы нередко строят гараж недалеко от дома или стена к стене с ним. В таком случае оптимальной будет схема подсоединения объекта к уже построенной магистрали, запитанной от центрального котла.

Чугунный радиатор отпления

Система отопления гаража от домашнего котла

Такой способ приемлем, если гараж находится от дома на удалении не более 40 м. В противном случае придется устраивать ответвление слишком большой протяженности, что не выгодно экономически и чревато значительными теплопотерями.

Если по каким-то причинам подключение к центральному котлу невозможно, придется заняться установкой отдельного отопителя. В гараже с большой площадью для установки котла можно выделить место в углу. Для небольших построек выход из положения — сооружение пристройки.

Плюсы и минусы разных систем отопления для гаража

Мы подробно рассмотрели разные виды отопительных систем, давайте сделаем сравнительный анализ их недостатков и преимуществ:

Плюсы Минусы
Газ
Доступная цена топлива Необходимость в профессиональной установке системы
Экономичность Необходимость в периодической заправке
Высокий уровень КПД Взрывоопасность
Возможность круглосуточной автоматической работы Высокие затраты на обустройство
Электричество
Простота в установке Дороговизна эксплуатации
Мобильность Зависимость от электросетей
Доступная цена приборов
Твердое топливо
Независимость от газовых или электрических коммуникаций Пожароопасность
Вариативность топлива Необходимость постоянного контроля за работой печи
Экономичность Необходимость в периодическом обслуживании (чистке)
Отработка
Доступность топлива Необходимость в периодическом ремонте и обслуживании
Высокий КПД Пожароопасность
Экономичность
Возможность изготовления устройства своими руками

Какой из перечисленных видов топлива использовать – выбирать вам. В каждом конкретном случае нужно рассмотреть целесообразность того или иного способа отопления.

Способы водяного отопления гаража

Выбор топлива существенно влияет на схему отопления в помещении. Следует учитывать периодичность работы цепи. Если гараж находится далеко от дома и ежедневно не отапливается, то при сильных заморозках трубы и радиатору могут разорваться. На этапе проектирование следует тщательно продумать тип котла и вид топлива.

Существует несколько разновидностей топлива:

  • газ;
  • твердое топливо (уголь, дрова);
  • жидкое топливо (отработанное техническое масло);
  • электроэнергия.

Внимание! Твердое и жидкое топливо требуют дополнительного обустройства склада для его хранения.

Выбор осуществляют на основании стоимости топлива и автономности.

Водяное отопление в гараже без электричества

Наиболее распространенное топливо в частном секторе – газ. Достоинство этого вида в невысокой стоимости и доступности. Газовое отопление не требует постоянного наблюдения. При бесперебойной подаче газа, обеспечен непрерывный обогрев.

Однако если газопровод не проходит по местности, в которой расположена постройка, выбирают другой вид топлива, т. к. провести газовую ветку очень дорого.

Водяное отопление в гараже: с электрокотлом или печкойГазовый котел для автономного отопления – недешевое удовольствие, особенно если речь идет об отоплении гаража

Жидкое топливо относится к малобюджетному виду. Большим недостатком такого варианта обогрева является необходимость наличия места для хранения отработанного масла. Потребуется большое количество бочек или канистр и место, где можно хранить все запасы. Это пожароопасно.

Водяное отопление в гараже: с электрокотлом или печкойПри наличии котла для жидкого топлива необходимо постоянно следить за его уровнем наполнения, поэтому придется часто наведываться в гараж, чтобы трубы отопления не разорвались

Твердотопливный котел поможет обустроить водяное отопление в гараже на дровах, угле, мусоре или прессованных брикетах. Этот вариант подойдет, если в ангар хозяин сможет наведываться ежедневно и подбрасывать порцию в топку. Ведь в гараже достаточно обеспечить плюсовую температуру, сильно прогревать помещение не нужно. Если своевременно не подбросить новую порцию топлива, система может промерзнуть, а трубы разорваться.

Водяное отопление в гараже: с электрокотлом или печкойТвердотопливный котел требует постоянной порции топлива, иначе система остынет

Для ангара можно обустроить водяное отопление при помощи буржуйки. Эта печь рассчитана на помещение площадью до 30 м2.

Водяное отопление в гараже от электричества

Электрический котел – наиболее оптимальный вариант для схемы водяного отопления в помещении. Не требуется проведения дополнительной магистрали и наличия складской территории для размещения топлива.

Водяное отопление в гараже: с электрокотлом или печкойЭлектрический котел обеспечивает надежность и комфорт, не требует дополнительного обустройства дымохода и подвода

Достоинства электрического котла:

  • компактность;
  • надежность;
  • не требует обустройства подвода;
  • не требует строительства дымохода;
  • прибор оснащен системой безопасности: в случае перегрева система отключится;
  • может работать от аккумулятора при аварийном отключении;
  • при аварийном отключении электроэнергии, котел сам включится в работу.

Несмотря на высокую стоимость электроэнергии, выбор этой схемы обогрева оптимален, т. к. в помещении достаточно прогреть воздух до плюсовой температуры, а топлива потребуется немного.

№2. Отопление на газе

Газ – куда более экономичное топливо, чем электричество. Его можно использовать для сжигания в котле отопления, но для этого потребуется наличие магистрального газопровода и оформление ряда документов, еще надо будет оплатить стоимость врезки, и это не считая дорогостоящего монтажа самой системы отопления. Как было сказано выше, это вариант только для просторных гаражей, которые надо отапливать практически постоянно.

Когда доступа к магистральному газопроводу нет, можно использовать сжиженный баллонный газ. По правилам безопасности, баллоны устанавливают в металлических ящиках выше уровня пола как минимум на 20 см и вдали от легковоспламеняемых предметов. Можно иметь запас баллонов, но для этого надо выделить место. Большинство обходится одним баллоном, который периодически отвозится на заправку.

К газовому баллону можно подключать следующие типы оборудования:

  • тепловая пушка, оборудованная горелкой для сжигания газа. Нагретый воздух распространяется по помещению с помощью встроенного вентилятора. Подобным образом можно очень быстро прогреть гараж, но и остывать воздух также будет очень быстро;
  • керамический газовый обогреватель нагревает не воздух, а предметы, которые впоследствии прогревают воздух в помещении;
  • газовый конвектор нагревает воздух за счет изменения его свойств при повышении температуры. Холодный воздух проходит через теплообменник, нагревается и выходит в помещение. Теплый воздух легче холодного, поэтому он сразу поднимается, уступая место непрогретому, который засасывается конвектором. Чтобы воздух циркулировал быстрее, конвектор часто комплектуют вентилятором. Корпус устройства и теплообменник исполняют из прочных жаростойких материалов, ведь внутри будет постоянно гореть газ. Чем ниже будет установлен конвектор, тем лучше. Помещение будет прогреваться быстро, но так же быстро и остывать.

Минус подобного отопления – образование продуктов сгорания, которые никуда не уходят и остаются в гараже. Без надежной вентиляции или регулярного проветривания не обойтись.

Способы подключения

В гараже возможна реализация двух способов отопления:

  • однотрубного;
  • двухтрубного.

Однотрубная система

В однотрубной системе теплоноситель по очереди проходит по всем радиаторам и приходит обратно в котел. Такой способ выгоден за счет небольших расходов на приобретение труб, простоты монтажных работ и высокой эффективности.

Однотрубная система отопления

При однотрубном способе отопления скорость прогрева батарей различна и понижается от ближайшего к котлу прибора к дальнему. Неравномерность прогрева ощущается в двухэтажных постройках, в одноэтажных гаражах эта особенность не вызовет проблем.

Двухтрубная система

Для обогрева гаражей большой площади эффективно применение двухтрубной системы. Подающая труба подключается отдельно к каждому радиатору. Отработанная вода по «обратке» поступает в общий трубопровод и перемещается обратно в котел.

В итоге воздух в гараже нагревается равномерно независимо от места установки радиаторов. Недостаток такой системы — большая общая протяженность трубопроводов, расходы на приобретение запорной арматуры, сложность монтажа.

radiator-skhema-tepla.jpg

Двухтрубная система отопления

Обобщение по теме

Выбирая тот или иной нагревательный прибор для гаража, необходимо в первую очередь определить, какой вид энергоносителя будет доступен. Во вторую очередь определяется, какой вид более экономичный.

Прочитать позже

Отправим материал на почту

Изготовление и установка расширительного бачка

При установке водяного отопления гаража одним из необходимых компонентов является расширительный бачок. Для изготовления его своими руками отлично подойдет обычная пластиковая канистра с вырезанным в верхней части отверстием, предназначенным для залива воды. Необходимость бачка объясняется тем, что в систему требуется время от времени добавлять воду, компенсируя испарившуюся в ходе работы отопления. Также на случай закипания воды необходимо обеспечить отвод пара.

водяное отопление гаража устройство

Полезное видео

В видео представлен пошаговый процесс сборки самодельной печки-буржуйки для гаража.

Монтаж системы

Для организации водяного отопления потребуются:

  • котел;
  • чугунные либо биметаллические радиаторы;
  • трубы;
  • крепежная фурнитура;
  • слесарные инструменты.

Выбор котла

Перед тем, как приступать к работам, нужно выбрать отопительное оборудование.

Газовый котел — эффективный и экономичный вариант, но его установка возможна не всегда. Для монтажа газового оборудование нужно получить множество справок и разрешительных документов.

Установка электрического котла считается лучшим решением для хорошо утепленных капитальных строений. В гаражах с плохой теплоизоляцией потребление электроэнергии возрастает. Поддержание постоянной плюсовой температуры в итоге обойдется очень дорого. Но в плане безопасности, надежности и возможностей автоматизации электрокотлы вне конкуренции.

К низкобюджетным способам отопления относятся жидкотопливные котлы. Недостаток — обустройство специального места для хранения мазута или отработанных масел. Требуется создание запаса из бочек и канистр, что небезопасно.

Как самый доступный вариант можно рассматривать отопительное оборудование на твердом топливе (дровах, щепе, угле, брикете). Его преимущества:

  1. Экономичность. Стоимость котла и топлива невысоки. Дрова или уголь приобрести не проблема, особенно в сельской местности.
  2. Простота монтажа. Для размещения оборудования не требуется приглашение специалиста, все работы можно выполнить самостоятельно.
  3. Высокая эффективность.
Твердотопливный водяной котел

Водяное отопление от твердотопливного котла

Недостатком твердотопливных котлов можно назвать неудобства, возникающие при эксплуатации. Требуется периодически подкладывать в камеру сгорания новые партии топлива.

Организация водяного отопления с помощью буржуйки возможно только для зданий площадью до 30 м2. Для строений большей площади необходима установка полноценного мощного котла.

Расчет количества радиаторов

Количество батарей и секций в них определяется по отапливаемой площади гаража. Расчет выполняется по стандартной формуле: на 1 м2 должно приходиться 100 Вт тепловой энергии. Для небольшого гаража площадью 20 квадратов потребуется 100х20=2000 Вт. Одна секция чугунных радиаторов имеет теплоотдачу 120 Вт. Для отопления потребуется 2000/120=17 секций.

Формула корректна для жилых помещений. Так как гараж прогревать до 20°С не требуется, полученное значение можно смело разделить на 2. Таким образом, для обогрева строения потребуется не 17, а 8 или 9 секций.

otoplenie-v-garazhe.jpg

Отопление чугунными радиаторами

Трубы

Диаметр труб стояков и отводов к радиаторам следует подобрать на этапе проектирования.

Чем больше сечение стояка, тем больший объем теплоносителя войдет в систему и, соответственно, отопление будет более эффективным. С другой стороны, повысится и потребление твердого топлива или электроэнергии. Основная задача при подборе диаметра труб —  нахождение оптимального баланса между требуемой температурой в гараже и расходом топлива.

Для обустройства системы отопления в гараже используются те же виды труб, что и для дома:

  • стальные;
  • пластиковые.
otoplenie-v-garazhe-batarei.jpg

Отопительная система из пластиковых труб

Прямые участки трубопроводов располагают под небольшим уклоном для свободной циркуляции теплоносителя.

Расширительный бак

Расширительный бачок предназначен для:

  1. Компенсации теплового расширения теплоносителя при повышении температуры. Защищает оборудование котельной при увеличении давления в системе — без бачка тепловая энергия ищет пути для выхода, провоцируя появление протечек в уязвимых местах.
  2. Защиты системы от гидравлического удара, компенсации избытка давления.
Котел и расширительный бачок

Расширительный бак (красного цвета)

Бак можно приобрести в магазине или изготовить самостоятельно из любых подходящих по размеру пластиковых емкостей либо металлических канистр. Главное — наличие вверху отверстия для наполнения.

Бачок устанавливается в нижней точке системы отопления на высоте до 0,5 м от уровня пола.

Порядок монтажа

Сборка элементов водяного отопления в единую систему осуществляется в таком порядке:

  1. Выполнение расчетов, приобретение оборудования и материалов.
  2. Определение места для размещения котла. Заливка фундамента, укладка листа металла. Установка отопителя.
  3. Монтаж расширительного бачка.
  4. Закрепление радиаторов. Для фиксирования на стенах используются усиленные дюбели. Между батареей и стеной оставляется зазор в 5-7 см, отступ от пола принимается в пределах 10-15 см для свободной циркуляции воздуха.
  5. Протяжка трубопровода. Для сборки металлических труб используется сварочный аппарат либо фитинги. Полипропиленовые трубы соединяются посредством спайки специальным нагревательным прибором.
  6. Заливка теплоносителя, добавление антифриза, препятствующего замерзанию воды при сильных морозах.
  7. Тестовый пуск системы, проверка нагрева радиаторов, поиск протечек и иных возможных неисправностей.

Обустройство системы водяного отопления гаража позволяет ремонтировать автомобиль в комфортных условиях независимо от погоды. Тем более, что все работы можно выполнить самостоятельно, не прибегая к помощи специалистов. Для этого не потребуется много времени, сил и средств.

Рекомендуем видео о водяном отоплении в гараже:

№5. Отопление на жидком топливе

Топливом может стать отработанное масло и дизель. Если необходимо обогреть автомастерскую, где всегда в наличии отработанное масло, то это очень даже хороший вариант. Обогреватель на отработке можно сделать своими руками. В его основе две камеры: в одной сгорает топливо, в другой догорает газ. Для изготовления можно использовать газовые баллоны, баки и трубы. В итоге образуется большое количество энергии.

Главный плюс печи на отработанном масле – минимальная стоимость топлива, а порой его полная бесплатность. Минус – образование большого количества нагара и копоти, поэтому оборудование нуждается в регулярной чистке. Кроме того, разжигать такую печь достаточно сложно, с первого раза не всегда получается, а если вы пришли в холодный гараж и действуете озябшими руками, то задача усложняется. Существуют также требования к установке дымохода – он должен быть не менее 4 м в длину, иметь уклон.

Если существующих навыков недостаточно, чтоб собрать печь, придется ее покупать, стоит она примерно, как газовый котел. Некоторые модели достаточно чувствительны к запасу топлива. Кроме того, чтобы обеспечить бесперебойность работы оборудования, необходимо иметь запас топлива. Средний расход отработки – 1 л/час.

Тепло, светло и мухи не кусают

Что может выгнать мужчину из гаража? Только холод и голод. С первым, как оказывается, справиться несложно. Нужно лишь правильно подобрать отопительный прибор. А уж установить его и грамотно эксплуатировать может любой автомобилист.

С голодом сложнее. Но, как пить дать,  придется железному коню оставаться в гордом одиночестве, если его хозяина дома ждут красавица жена и пышные горячие пирогиС голодом сложнее. Но, как пить дать,  придется железному коню оставаться в гордом одиночестве, если его хозяина дома ждут красавица жена и пышные горячие пироги

Если у вас есть собственный опыт в обустройстве теплого автобокса – поделитесь с нами в комментариях!

№6. Воздушная система отопления

Воздушное отопление используется достаточно редко. Для его организации необходимо обеспечить систему воздуховодов с дефлекторами, куда попадает горячий воздух от тепловой пушки или тепловентилятора.

Подобный вариант отопления позволяет быстро просушить весь воздух в гараже и уберечь тем самым автомобиль от губительного воздействия повышенной влажности. Ввиду сложности организации система используется редко.

В заключение отметим, что, стараясь сэкономить на отоплении, всегда задумывайтесь о технике безопасности.

Статья написана для сайта remstroiblog.ru.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.